т.:(3466) 55 03 83
Режим работы: с 09:00 до 18:00
Микрокредитование предприятий МСБ будет пользоваться особым спросом
01-10-2013

Микрокредитование предприятий МСБ будет пользоваться особым спросом

01-10-2013

Объём российского рынка микрофинансирования по итогам 2013 года может удвоиться и достигнуть отметки в 100 млрд руб., а к 2017 году превысит 170 млрд руб., прогнозируют отраслевые эксперты. «В целом, потенциал развития у МФО очень большой, так как “стартовая база” низка и спрос на услуги микрокредитования в России значительно превышает предложение, составляя 320 млрд рублей», – отмечает президент Ассоциации МФО Ярослав Кабаков.

Высокие темпы роста микрофинансового рынка, прежде всего, сегмента кредитования МСБ, делают его привлекательным для новых участников – преимущественно, из банковского сектора, констатируют эксперты. «Многие банки стали обращать внимание на МСБ и предоставлять возможности для их кредитования», – говорит аналитик ИК “ФИНАМ” Сергей Платонов. Тем не менее, отмечает он, МФО имеют ряд конкурентных преимуществ перед банковскими структурами: «Требования, которые предъявляют МФО к потенциальным заёмщикам, гораздо мягче банковских, что делает их более привлекательным для потенциальных заемщиков. Например: минимальный срок существования бизнеса может быть менее 1 года, более лояльные требования к кредитной истории заёмщика, быстрые сроки предоставления займа. Кроме того, займы могут предоставляться как для пополнения оборотных средств, так и для осуществления краткосрочных инвестиционных вложений».

Толерантность к риску у частных компаний выше, чем у традиционно консервативной банковской системы, что будет отражаться на манере ведения бизнеса «прибанковских» МФО, соглашается с коллегой аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Елена Шишкина: «Согласно данным рейтингового агентства “Эксперт РА”, концентрация на рынке МФО растёт: доля восьми крупнейших частных компаний выросла за 2012 год на 6 п.п., до 20%. Компании с государственным капиталом растут достаточно низкими темпами – плюс 16%, что в основном обусловлено повышенными (по сравнению с частными МФО) требованиями к потенциальным заемщикам».

Банки и МФО не являются конкурентами, так как работают с абсолютно разным сегментом заёмщиков, утверждает  генеральный директор ОАО «ФИНОТДЕЛ» Екатерина Сидорова: «Банки кредитуют малый и средний бизнес, но для них это – структурированные компании с оборотами от 5 млн рублей в месяц. При этом сегмент микробизнеса для банков – предприятия с оборотами менее 3 млн рублей в месяц. МФО выдают займы до 1 млн рублей, а средняя сумма займа составляет 200-300 тыс. рублей. Требования к заёмщикам тоже разные, соответственно, говорить о конкуренции не приходится».

Немаловажным преимуществом МФО по сравнению с кредитными организациями участники организованной «ФИНАМом» конференции называют персональную работу с каждым заёмщиком. «В крупных и устоявшихся МФО подход индивидуальный к каждому клиенту, и у некоторых заёмщиков есть возможность поправить свою кредитную историю. В жизни каждого может оказаться так, что деньги взяты, а рабочее место потеряно, тогда МФО предлагают реструктуризацию долга», - говорит г-н Кабаков.

При возникновении просроченной задолженности мы стараемся найти пути решения в выплате займа, перестроив график платежей или отсрочив дату погашения займа, отмечает г-жа Сидорова: «Главное для заёмщика – быть открытым, и при возникновении проблемы самостоятельно обратиться к своему персональному менеджеру для разрешения ситуации. Также могу сказать, что методика оценки заёмщика, применяемая в нашей компании, позволяет ещё до выдачи займа оценить платёжеспособность клиента исходя из особенностей его бизнеса, и предложить соответствующий график платежей, что минимизирует риски невозврата». Такой подход позволяет ведущим МФО удерживать просрочку по портфелю на уровне 20-25% и рентабельность по чистой прибыли в пределах 10-12%, добавляет г-н Платонов.




Добавить комментарий
Введите код с картинки