т.:(3466) 55 03 83
Режим работы: с 09:00 до 18:00
30-05-2013

30-05-2013

Должников прикроют от банков

Минэкономразвития предложило серьезно ограничить возможности по взысканию просроченных розничных долгов.

Потенциальное наказание за излишнюю настойчивость в этом вопросе варьируется от штрафов до административной приостановки деятельности.

Выбор при обсуждении этого предложения властям придется делать между растущим числом жалоб на банки и коллекторов со стороны банковских заемщиков и риском ухудшения их платежной дисциплины.

В распоряжении «Ъ» оказались поправки, разработанные Минэкономразвития ко второму чтению законопроекта «О потребительском кредитовании».

Поправки значительно ужесточают подход к регулированию этого сегмента деятельности банков, закрепленный Госдумой в первом чтении 23 апреля. Они предлагают санкции за нарушение прав граждан — банковских заемщиков, о которых до сих пор речи не шло: от штрафов до административного приостановления деятельности.

Наказывать банки предлагается за нарушения правил работы с населением по просроченным кредитам. Предполагается, что должностные лица банков либо коллекторов (если работа с просрочкой отдана банком на аутсорсинг) заплатят от 5 тыс. до 10 тыс. руб., руководители — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., юридические лица — до 100 тыс. руб. Если штрафы не изменят поведение взыскателей, им грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Последняя мера — слишком жесткая, возмущены банкиры. Применение ее к банку, который не может отказывать добросовестным клиентам в проведении операций, фактически будет означать конец его деятельности, указывают они.

Действующая редакция КоАП РФ предусматривает приостановление деятельности только при угрозе жизни и здоровья людей, опасности возникновения эпидемий, техногенных катастроф или вреда окружающей среде. Минэкономразвития же предлагает аналогичное наказание за излишнюю настойчивость в истребовании долга по кредиту с заемщика, например, телефонные звонки.

По мнению авторов поправок, заемщик-неплательщик может потребовать прекратить «непосредственное взаимодействие» с ним — личные встречи или телефонные переговоры. В такой ситуации взыскателю останется общаться с ним по почте и посредством SMS. Причем не чаще чем два раза в сутки — и строго в дневное время.

Результатом принятия поправок станет резкое ухудшение платежной дисциплины розничных заемщиков. «Фактически это поощрение недобросовестного отношения граждан к своим обязательствам, которое приведет к злоупотреблениям правом со стороны заемщиков», — говорит зампред правления Альфа-банка Владимир Сенин.

При этом банки и коллекторов кредитора или взыскателя ограничивают даже в использовании небольшого разрешенного инструментария, отмечают юристы.

«Фактически штраф может быть наложен, даже если вины банка или коллектора в нарушении правил взыскания долгов нет — например, если SMS было доставлено ночью, а не днем по вине оператора связи», — указывает директор юридического департамента Юникредит-банка Наталия Окунева.

В отличие от банкиров, авторы поправок считают их не «драконовскими», а объективными — вызванными огромным числом жалоб, поступающих от граждан на действия банков и коллекторов по сбору долгов.

«Учитывая, что право следить за соблюдением законодательства в сфере потребительского кредитования предполагается передать от Роспотребнадзора к мегарегулятору, создаваемому на базе ЦБ, полагаю, что подход к наложению санкций на банки будет взвешенным.

Тем более что приостановление деятельности производится только по решению суда», — сообщил «Ъ» замминистра экономического развития Олег Фомичев. По его словам, поправки уже предварительно обсуждались с Минфином, поэтому шансы на их принятие весьма велики.

Добавить комментарий
Введите код с картинки